Эта встреча состоялась 14 августа 1961 года. После спектакля «Лебединое озеро» Юрий и Валентина Гагарины посетили гримёрку примы-балерины Большого театра, чтобы выразить ей своё восхищение. На снимке – Майя Михайловна в костюме Чёрного лебедя, поверх которого одет тёплый халат, очевидно, из-за боязни простудиться. Как всегда, она выглядит безупречно: гладко зачёсанные назад волосы цвета бронзы, чётко очерченный удлинённый овал лица, взгляд чуточку продолговатых глаз, пристально смотрящих на космонавта. Рядом с ней – Юрий Алексеевич – аккуратная военная стрижка, белоснежная рубашка, добротный костюм – всё говорит о превосходном стиле героя нашего времени, выработанном с годами.
Позже Гагарин снова увидит танцовщицу в Большом театре, на сцене которого шёл «Спартак». В антракте он вновь заговорит о великой балерине: «Плисецкая определила развитие танца на много лет вперёд. Её танцы ознаменовали собой начало новой эры в истории хореографии. Для многих миллионов людей на разных континентах она уже сейчас – символ балета. Смотрите, в скольких странах она выступала – США, Канаде, Китае, Египте, Чехословакии, Финляндии, ФРГ, Польше и везде – невиданный успех. Людей не проведёшь. Они хоть и разные всюду, а понимают, что к чему. Во всяком случае, стандартные мерки, устоявшиеся традиции и каноны ей не подходят, и её танцевальный дух не может оставить равнодушным ни одного человека, любящего искусство балета. Когда и где ещё родится такая балерина, не знаю. Думаю, произойдёт это не скоро…»
Гагарин оказался прав. Плисецкая была и остаётся величайшей балериной в истории русского и мирового балета. Её собственный выразительный стиль – её пластика, её прыжки, её легкий шаг – поистине поражали воображение театралов. Смелые новаторские решения Плисецкой сделали её не только знаменитой танцовщицей, но и талантливым постановщиком. Майя Михайловна провела на сцене почти пятьдесят лет, и всё это время не теряла формы. Феноменальное творческое долголетие балерины стало легендой. В день своего 75-летия она танцевала на сцене родного Большого театра.
Ещё одна встреча космонавта и балерины состоялась в Кремле в 1964 году на концерте, посвящённом Дню космонавтики. Плисецкая исполняла вариацию Царь-девицы из балета «Конёк-горбунок» на музыку Родиона Щедрина. После завершения праздничного концерта был устроен приём с участием артистов и гостей мероприятия. Среди других можно было увидеть Майю Михайловну и Юрия Алексеевича, ведущих оживлённую беседу. На этот раз предметом их разговора стал диалог о профессиях, которые они выбрали для себя, и о сложностях, сопряжённых с ними. Речь шла об утомительных репетициях и тренировках, о космической невесомости и перегрузках, об отсутствии свободного времени и постоянной учёбе. «Я понимаю, – говорила балерина космонавту, – насколько сложна Ваша профессия. Но знаете ли Вы, что такое труд балерины? Это каждодневное занятие у станка, многочасовые репетиции, прогоны, спектакли… Семь потов сойдёт, пока получится желаемое. Прибавьте к этому тяжёлому физическому труду нервное напряжение, обязательное волнение во время спектакля, концерта. Я должна выучить роль, вжиться в неё, отработать дыхание, привыкнуть к обстановке на сцене, костюмам. И всегда волнуюсь, независимо от того, танцую в первый раз или в сотый. Волнение лежит в основе всякого творчества. Не то волнение, когда дрожат руки и ноги (хотя и оно бывает), а волнение за результат, за реакцию зрителей…»
О каких сложностях молодой тогда профессии «Космонавт», в которую Гагарин пришёл первым, рассказывал наш Герой, сегодня мы можем только догадываться. Скорее всего, он подчёркивал её достоинства, чем указывал на недостатки. Гагарин видел свою профессию созидательной, а результаты исследований, проводимых в каждом космическом полёте, по его мнению, должны быть использованы только в мирных целях. С этим трудно не согласиться.
Первый и Великая. Мужество и Грация. Сколько ещё эпитетов можно подобрать этим легендарным личностям? Сколько цветов и аплодисментов было вручено и прозвучало в их честь? Но несмотря на величие содеянного ими, в жизни они оставались простыми людьми. Их достижения и талант доказали всему миру, что в области балета и в космосе мы всегда будем «впереди планеты всей», по крайне мере, в это очень хочется верить!
Маргарита Лебедева, научный сотрудник научно-исследовательского отдела
В статье использованы материалы книги Людмилы Зыкиной «Течёт моя Волга…»
Источник: Музей Юрия Гагарина
08.08.2024 00:40